RSS
 

«Франкофония» Александра Сокурова

12 Сен

В субботу завершится 72-й Венецианский кинофестиваль. А уже накануне была присуждена премия федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora картине Александра Сокурова «Франкофония» как лучшему фильму, исследующему темы европейской культуры, сохраняющей поэтический голос вопреки конфронтации.

У «Франкофонии» появился серьезный конкурент — китайская картина «Бегемот» Чжао Ляня. Позиционируется она как документальная, но сделана высокохудожественно и целиком постановочная. Это своего рода «Божественная комедия» по-китайски. Режиссер Чжао Лян — известный документалист, много лет занимавшийся видеоартом. Его работы выставляются в крупнейших галереях и музеях мира.

Свой фильм он снимал в китайском городе-призраке Ордос, отстроенном в 2001 году после того, как в этих местах обнаружились залежи угля и других полезных ископаемых. Но люди не едут туда жить, несмотря на уговоры правительства. Даже по утрам Ордос напоминает вымершую территорию. Рабочие-мигранты живут в ужасающих условиях, занимаются каторжным трудом. Их легкие забиты вредными веществами, и мы видим, как из них откачивают серую жидкость. На экране реальные рабочие добывают уголь и железо, смывают с себя после трудного дня черную пыль. «Мы — жертвы и в то же время преследователи. Это моя критика современной цивилизации и медитация», — говорит Чжао Лян.

Он использовал идею «Божественной комедии» Данте — путешествие сквозь Ад, Чистилище и Рай, для того чтобы исследовать условия жизни рабочих, добывающих уголь и железо, проблемы урбанизации страны. Вспомнилась легендарная история, случившаяся в советские времена в Министерстве культуры. С ума сошла его сотрудница, редактировавшая современную драматургию, зациклившись на том, что нет пьес о рабочем классе (эту фразу она постоянно повторяла). И вот китайский ответ «Сталеварам» Бокарева и другим советским пьесам о рабочем классе. Горные выработки, работа в шахтах, то, как закаляется сталь, показаны во всей поэтике и красоте, как и изнуренные непосильной работой лица и руки рабочих.

«Собачье сердце» известной американской художницы, скульптора и вокалистки, мастера инсталляций Лори Андерсон — самая странная картина конкурса. Ей бы участвовать в экспериментальной программе «Горизонты». Многое умея в области искусства, Лори больше всего, по ее собственному признанию, любит рассказывать истории. При этом она руководствуется тем, что каждая из них — всего лишь призрак истории. Среди ее гидов — датский философ Кьеркегор. «Собачье сердце» — киноэссе, визуальная и поэтическая медитация. Использована в ней анимация, воспоминания детства, снятые на iPhone кадры с усопшей в 2011 году собачкой Андерсон — терьером Лолабель.

Завершила же конкурсные показы итало-французская лента «Ради нашей любви» Джузеппе Гаудино, сочетающая в себе артистизм и красоту кадра с вопиющей пошлостью некоторых героев и ситуаций. Но когда за окном черно-белой графичной комнаты виднеется синее море, выглядит это эффектно. Фильм Гаудино — подтверждение того, что картинка в кино еще не все. Неаполитанка за сорок, мать взрослых дочерей и глухого сына, страдает от деспотизма карикатурного мужа, влюбляется в наипошлейшего актера (хочется надеяться, что сделано это специально и утрированно, иначе — фильму смерть), а потом прыгает с крыши и даже превращается в Мадонну, напоминающую дешевые фигурки, продающиеся в местах паломничества.

Участвовала в конкурсе еще одна серьезная картина, которую жюри вряд ли обойдет вниманием, — «Безумие» (Турция—Франция—Катар) Эмина Альпера. Это история двух братьев, один из которых возвращается после 20-летнего заключения. Они живут в охваченном насилием Стамбуле. Вполне вероятно, что их средний брат стал главой террористической группировки, взрывающей по ночам бомбы. По словам режиссера, его картина — о хрупкости демократии, о том, как политическая система превращает «маленького человека» в инструмент насилия.

По актерской части жюри будет из чего выбирать. Прекрасные работы у Кристофера Пламмера в «Помни» Атома Эгояна (в 2009 году Пламмер сыграл Льва Толстого в картине «Последнее воскресение» Майкла Хоффмана), Альфредо Кастро из Венесуэлы в фильме «Издалека» Лоренцо Вигаса (сильная для дебютанта режиссерская работа). И актрисы были заметные: Катрин Фро в «Маргарите» Ксавье Джанноли, Тильда Суинтон в итало-французском «Большом всплеске». По части визуальных решений тоже проблем нет. Куда хуже дела обстоят с режиссурой и идеями, и тут список претендентов на награды крайне скромный.

 


Другие события из этой рубрики:

Нет комментариев

Опубликовано в рубрике Фестивали

 

Прокомментировать

 
 

 

Kyplex Cloud Security Seal - Click for Verification